существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни
- этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже
симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично
для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко
оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная"
(главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло,
беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются
как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в
1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в
художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том
духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают
центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86),
"Крейцерова соната" (1887-89, опубликована в России в 1891), "Отец
Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900,
незавершена, опубликована в 1911), в рассказе "После бала" (1903,
опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает
развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины
социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в
заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла
жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя
до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884
в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882),
"Так что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О
голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в
1954), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени"
(1900, полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме"
(1906), "Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого
опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а
этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как
основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал
анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым
посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование
догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех
Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри
вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые
Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским
заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления
злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных
произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке
пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно
упрощенной, "безыскусной" манере. Наряду с близкими по духу
произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти
рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В. Г.
Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который
определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах
учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, <Пред.След>[1][2][3][5][6]